25-летие катастрофы под Ленинаканом

76460 10-08-92 WOEO

20 октября 1989 года произошла катастрофа самолета Ил-76ТД СССР-76466 при заходе на посадку в аэропорт Ленинакан (Армения). Причины и обстоятельства происшествия немало удивили авиационную общественность, подняли множество вопросов, связанных с авиационной психологией; являются классическим примером нарушений в области взаимодействия в экипаже и печальной главой вошли в учебники по безопасности полетов.

spitak

7 декабря 1988 года в Спитаке (Армянская ССР) произошло мощнейшее землетрясение магнитудой 11,2 балла по 12-балльной шкале. Разрушив город Спитак и 58 прилегающих сёл, волна частично повредила города Ленинакан (Гюмри), Степанаван, Кировакан (Ванадзор) и ещё более 300 населенных пунктов. Со всего Советского Союза и из 111 стран мира сразу начала поступать гуманитарная помощь в район бедствия. Почти год спустя, 20 октября 1989 года был запланирован очередной гуманитарный рейс из Ульяновска в Ленинакан: самолёт Ил-76ТД должен был доставить в пострадавшие районы стройматериалы и прочий груз — всего более 37 т. На борту находились 15 человек: высокопрофессиональный экипаж в составе КВС Валения Моткина, второго пилота-стажера Тахира Азимова, проверяющего Валения Лопастейского, бортинженера Николая Матейко, штурмана Виктора Лигновского, радиста Александра Шотина, штурмана-стажёра Анатолия Корнеенкова, пилота-стажёра Евгения Редькина, бортоператоров Ивана Макарова и Александра Лапочкина, а также ульяновские строители. Около 22 часов московского времени самолёт с номером СССР-76466 (выпущенный в 1982 г., налетавший на момент события всего 2054 часа) произвел взлёт из Ульяновска и направился к аэродрому назначения. До момента выхода на связь к диспетчеру Ленинакан-Круг полёт проходил в штатном режиме. Далее, при достижении эшелона перехода 3000 м, диспетчер сообщил экипажу значение эшелона перехода и давление аэродрома (QFE), равное 636 мм рт. ст. Экипаж, привыкший, что первая цифра значений давлений в равнинных аэродромах «7», ошибочно установил на задатчике высотомера давление 736 мм, таким образом, ошибка в 100 мм давала завышение показаний высотомера на 1100 м! Получив разрешение диспетчера снижаться до высоты 800 м по аэродромному давлению, экипаж снижался с вертикальной скоростью около 10 м/с. В 01:29:51 местного времени, когда ВС находилось на истинной высоте 270 м (при показаниях высотомера 1370 м), и на радиальном удалении 18 км от аэропорта на борту сработала сигнализация опасного сближения с землёй (ССОС). Несмотря на это, и несмотря на предупреждение от диспетчера, заподозрившего неладное, экипаж продолжил снижение, ответив, что давление 636 мм установлено. В 01:30:04 бортинженер, наконец, распознав ошибку, крикнул: «У нас давление 736! 736 давление!» В этот момент экипаж увидел  прямо перед собой склон горы, но уже не успел предпринять никаких эффективных экстренных мер по исправлению ситуации, и в 01:30:14 самолёт столкнулся с горой, полностью разрушился и сгорел.

black box 0_8f411_edb07f1c_XL

Прибывшие на место крушения члены комиссии по расследованию катастрофы определили непосредственную причину практически сразу: как только были обнаружены высотомеры с неправильно выставленным задатчиком. Задачей комиссии было определить, почему опытный экипаж установил на обоих высотомерах ошибочное значение.  Вскоре выяснилось, что экипаж, хоть и был опытным, не имел практической подготовки к полётам на высокогорные аэродромы, а взаимодействие в экипаже было нарушено. Также негативную роль сыграла царившая в те годы политика замалчивания фактов и причин катастроф. Оказалось, что за 10 месяцев до этого, 11 декабря 1988 года по точно таким же причинам в Ленинакане разбился другой Ил-76 (СССР-86732) военно-транспортной авиации, что привело к гибели 77 человек. В том случае военные лётчики, из-за чрезвычайной усталости также ошиблись на 100 мм при установлении значения QFE при заходе на посадку. Информация об этом происшествии не доводилась до специалистов ГА, что не могло повысить осведомленность других экипажей о такой опасности.

Армянский народ тяжело переживал трагедию ульяновского экипажа. Прилетевшие на родину авиаторов архитекторы воздвигли на месте захоронения останков экипажа мемориальный комплекс, выполненный в традиционном армянском стиле, в знак уважения и скорби.

 

Использованы фотографии:

Donato Bolelli

Читайте также:

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.