Легендарные самолёты: Ту-124

[dropcap]П[/dropcap]ервый отечественный пассажирский самолёт с турбореактивными двигателями, разработанный специально для линий малой протяжённости, он стал наследником «реактивного первенца», Ту-104. Разработанный в конце 1950-х гг. Ту-124 не стал революционным для Авиации, однако, он ознаменовал собой следующий важный шаг в развитии отечественного самолётостроения.

45013 DSC03572.JPG

Ту-124 изначально задумывался как пассажирский самолёт для полётов на расстояния 800-1000 км для замены морально устаревавших поршневых Ил-14 и Ли-2, а работы по новому самолёту были начаты в ОКБ А.Н. Туполева в июле 1958 года, сразу после выхода соответствующего Постановления СовМина СССР. Руководителем проекта был назначен Д.С. Марков. Для ускорения проектирования и упрощения задачи Туполев предложил своим конструкторам взять за основу Ту-104, уменьшить его размеры на четверть, внести необходимые изменения в узлы и детали, и таким образом за короткий срок создать новый самолёт.

Впрочем, Ту-124 не был просто уменьшенной копией Ту-104: впервые в мире на пассажирский самолёт установили двухконтурные двигатели Д-20П, что положительно сказалось на снижении уровня шума в салоне, снижении температуры выхлопа реактивной струи из сопла, а также на экономичности. Крыло нового лайнера перепроектировали и укрепили, что должно было снизить тряску самолёта, а также улучшить аэродинамику.

В рекордные сроки самолёт был готов: уже 24 марта 1960 года с аэродрома Жуковский первый полёт на новой машине успешно совершил экипаж лётчика-испытателя А.Д. Калины. Самолёт неплохо показал себя во время испытаний, и в том же году он сменил Ту-104 в цехах Харьковского авиастроительного завода. Тем не менее прототип выявил некоторые недостатки нового самолёта, которые необходимо было устранить. В основном доработки касались деталей компоновки лайнера: была изменена (укорочена) новая часть фюзеляжа; уменьшен угол поперечного V крыла.

45070.jpg

Являясь прямым «потомком» Ту-104, 124-й унаследовал от того многие аэродинамические и конструкционные недостатки. К примеру, двигатели, размещающиеся в корневой части крыла, непосредственно у фюзеляжа, хоть и были теперь более экономичными, создавали в пассажирском салоне по-прежнему сильный шум и повышенную вибрацию. Неудобным был и ступенчатый пол в кабине, появившийся из-за особенностей расположения крыла. Кроме того, на Ту-124 не было аварийных выходов для пассажиров и вспомогательной силовой установки. Однако, явление «подхват» (неожиданное подкидывание самолёта на больших высотах с последующим сваливанием в штопор), погубившее несколько Ту-104, к моменту начала серийного строительства Ту-124, было уже достаточно изучено, и для предотвращения повторения трагедий с новым самолётом по старым причинам, была разработана специальная методика выхода из сваливания, а органы управления оставались управляемыми даже на самых сложных режимах полёта. Запас и эффективность рулей высоты также были выше, чем на предшественнике.

Через два года после первого полёта, 2 октября 1962 года серийный Ту-124 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва-Таллин, тем самым ознаменовав эру вполне успешной коммерческой эксплуатации данного самолёта.

В начале 1960 года первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв побывав с государственным визитом во Франции увидел (и оценил в качестве пассажира) там самолёт «Caravelle», с расположенными на пилонах в хвосте фюзеляжа двигателями. Низкий уровень шума в салоне настолько впечатлил высокопоставленного гостя, что по возвращении в Москву тот сразу дал указание А.Н. Туполеву сконструировать самолёт с такой же компоновкой. Так впоследствии появился Ту-134, хорошо известный каждому позднесоветскому-раннероссийскому авиапутешественнику. Таким образом получилось, что Ту-124 устарел ещё до начала своей карьеры. В любом случае в 1960-1965 гг. Харьковский завод выпустил 165 Ту-124 всех модификаций, эксплуатировавшихся в СССР, ГДР, Чехословакии, Индии, Китае, Ираке.

Ту-124 изначально должен был стать самолётом двойного назначения: ему сразу же придумали военное применение для гражданского (как учебно-штурманский) и военного (как транспортный) времени. Оборонные задачи продлили самолёту его лётную карьеру: наряду с вполне успешными регулярными пассажирскими перевозками многие военные («штабные»), а также экспортные экземпляры Ту-124 поставлялись в салонной (по тем временам VIP) конфигурации.

В 1975 году, в целях обновления авиапарке на правительственном уровне было принято решение о постепенном выводе Ту-124 из пассажирской эксплуатации, которое было исполнено к 11 ноября 1980 года, когда состоялся последний рейс с пассажирами на этом самолёте. Оставшиеся в подчинении Министерства обороны и Министерства авиационной промышленности борты продолжали эксплуатацию до 1983 года, после чего их сменили более современные типы воздушных судов.

12 самолётов данного типа были потеряны вследствие катастроф. Причины этих событий были как техническими (разрушения двигателей, пожары, отказы оборудования), так и связанными с человеческим фактором (ошибочные действия пилотов в сложных ситуациях). Первая авария Ту-124 произошла 21 августа 1963 года: самолёт, летевший по маршруту Таллин — Москва, по техническим и метеорологическим причинам ушёл на запасной аэродром Ленинград, однако, при выработке топлива внезапно оказался совсем без керосина. Командир ВС принял единственно верное решение — посадить самолёт с 59 людьми на борту на Неву в черте города. При приводнении никто не пострадал, а экипаж был награждён за проявленную смекалку и героизм. А последнее происшествие произошло 29 августа 1979 года, когда при полёте по маршруту по неустановленной причине на большой высоте выпустились закрылки, а экипаж был не в силах вывести лайнер из штопора. Эта катастрофа (особенно учитывая невозможность установления её причин) имела прямое влияние на скорейшее прекращение полётов Ту-124 с пассажирами.

DDR-SDA DF.jpg

В историю отечественного авиастроения Ту-124 вошёл как первый самолёт с двухконтурными двигателями, принесший комфорт и скорость на местные воздушные линии, а также как переходный вариант от реактивных лайнеров первого поколения (Ту-104) к второму поколению (Ту-134).

Основные данные серийного самолета Ту-124 2Д-20П:
— длина самолета — 31,58 м;
— размах крыла — 25,55 м;
— высота самолета — 8,01 м;
— площадь крыла — 119,37 кв.м;
— взлетная масса — 38000 кг;
— коммерческая нагрузка — 6000 кг;
— максимальная скорость полета на высоте 8000 м — 970 км/ч;
— крейсерская скорость полета на высотах 8000-11000 м — 750-850 км/ч;
— практический потолок — 11500 м;
— дальность полета на высоте 10000 м при крейсерской скорости 780-800 км/ч
и коммерческой нагрузке 5000 кг — 2000-2100 км;
— количество пассажиров — 44-56 чел;
— экипаж — 4-5 чел.

Использованы фото:

Lars Söderström
delcampe.net

Читайте также:

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.