Ту-134 является по-настоящему легендарным советским пассажирским самолётом. Более 50 лет он остаётся в строю. «Рабочая лошадка» Аэрофлота, один из самых массовых и востребованных отечественных среднемагистральных лайнеров, полноценной замены которому нет до сих пор.

Профиль нового крыла также был изменён. Однако, диаметр фюзеляжа, нос, шасси остались «в наследство» от Ту-124. Остался неизменным и застекленный фонарь рабочего места штурмана. В целом новый ближнемагистральный лайнер (его предназначение — перевозить 50-60 пассажиров с крейсерской скоростью 700-800 км/ч на расстояния до 1500 км) являлся логическим продолжением предыдущих реактивных самолётов Туполева. Работы шли достаточно быстро, и уже 29 июля 1963 года Ту-124А с номером СССР-45075, пилотируемый экипажем Александра Калины впервые поднялся в воздух. Начавшиеся вскоре испытания выявили проблемы срыва и сваливания, выхода из строя двигателей при посадках на мокрые ВПП, резкого ухудшения устойчивости и управляемости при значительных отклонениях руля направления. За три года все выявленные проблемы были решены изменением конструкции планера (самым заметным из них было увеличение площади горизонтального оперения на 30 %) или введением ограничителей. 6 ноября 1964 года испытания самолёта были завершены и уже в сентябре 1967 года новый самолёт вышел на линии Аэрофлота, в том числе и международные, а уже в следующем, 1968 году начались поставки Ту-134 на экспорт. К этому времени новый самолёт получил в Польше сертификат по британским нормам лётной годности. Всего Ту-134 эксплуатировался не менее чем в 13 иностранных государствах, в основном, социалистических странах Восточной Европы, Азии и Африки. Первоначальный вариант самолёта не был оснащен реверсом, и для торможения применялись парашюты. В целом, изменения в конструкцию и внешний облик Ту-134 вносились буквально на ходу, по результатам испытаний и по мере совершенствования оборудования кабины и салона.

или Ту-160). Эти самолёты, построенные специально или переоборудованные из бывших в эксплуатации гражданских лайнеров, до сих пор остаются на службе в ВВС России. Самыми поздними вариантами стали Ту-134А-3 / Ту-134Б-3, оснащенными модернизированными двигателями Д-30 III серии, и Ту-134СХ, предназначенные специально для мониторинга сельскохозяйственных угодий с помощью специальной аппаратуры. В конце 1980-х — начале 1990-х гг самолёты Ту-134 и Ту-154 перевозили до 75 % пассажиров Аэрофлота (в 1991 г. был перевезён пятисотмиллионный пассажир Ту-134), а после распада СССР и образования на базе региональных управлений Аэрофлота бесчисленных новых авиакомпаний Ту-134 и Ту-154 продолжали составлять основу их флота. В начале 2000-х гг. парк Ту-134 стал стремительно устаревать, особенно на фоне начавшегося массового ввоза в Россию самолётов иностранного производства. Особенно важным фактором стала топливная эффективность (понятно, что Ту-134, разработанный 50 лет назад конкурировать с новыми лайнерами не в состоянии) и шум на местности. Увы, но спроектированный в своё время с подачи Н. С. Хрущёва «тихий» Ту-134 был относительно тихим только внутри. После ужесточения европейских требований по шумам,самолёт уже не мог летать в их аэропорты.
Тем не менее, Ту-134, пусть и в небольших объёмах, но всё же нашёл свою нишу в сфере VIP-перевозок. Несколько самолётов были переоборудованы в люксовые варианты, в которых пассажиры могут с полным комфортом совершать полёты. Карьера Ту-134 заканчивается: все крупные авиакомпании уже вывели его из регулярной эксплуатации, однако как самолёт ВВС или бизнес-авиации Ту-134 сможет оставаться в строю ещё минимум 5 лет.
Основные параметры Ту-134А:
Экипаж: 3-5 человек;
Количество пассажиров: 72-84;
Загрузка: 8200 кг;
Длина: 37,1 м;
Высота: 9,02 м;
Размах крыла: 29 м;
Площадь крыла: 127,3 м2;
Масса пустого самолёта: 27960 кг;
Максимальная взлётная масса: 47600 кг;
Силовая установка: 2 ТРДД Д-30-II
Диаметр фюзеляжа: 2,9 м;
Объём топлива: 13200 л;
Максимальная скорость: 950 км/ч;
Крейсерская скорость: 850-900 км/ч;
Дальность полёта: 1900-3000 км;
Перегоночная дальность: 3200 км;
Практический потолок: 12100 м.
Александр Сухов
Juhani Sipilä
Максим Максимов
Ralf Manteufel
Игорь К.
Chennell
Michael Frische
За все время эксплуатации в Аэрофлоте не было зафиксировано катастрофических случаев с этими самолетами, что свидетельствует о высоком качестве технического обслуживания.