Ровно 6 лет назад произошла катастрофа польского Борта №1

Smolensk_tu154.jpg[dropcap]10[/dropcap] апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродроме Смоленск (Северный) потерпел катастрофу самолёт Ту-154М ВВС Польши, перевозивший большое количество высокопоставленных политиков, включая президента Польши Леха Качиньского и его жену. Эта катастрофа всколыхнула российский и польский народы, заставила на время забыть о политических и национальных противоречиях; однако, её обстоятельства до сих пор поражают нелепостью стечения роковых случайностей.

В тот день, 10 апреля 2010 года был запланирован государственный официальный визит президента Польши и высшего руководства страны в Смоленск для посещения мемориала, приуроченного к 70-летию Катынского расстрела. На борту воздушного судна находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Самолёт Ту-154М с бортовым номером 101 был построен по спец. заказу Польши, имел комфортабельный салон и новейшую авионику. При календарном возрасте 19 лет, этот борт имел налёт всего чуть более 5000 часов, что по самолётным меркам считается очень немного. Вылетев из Варшавы с задержкой в один час, экипаж президентского самолёта вскоре начал получать от диспетчеров информацию об ухудшении метеорологических условий на аэродроме назначения. Фактически, и диспетчеры Московского РЦ, и диспетчеры Смоленска (аэродром Северный является ведомственным), и экипаж другого польского самолёта Як-40, успевшего приземлиться незадолго до сгущения тумана, неоднократно информировали экипаж Ту-154М о том, что видимость ухудшилась до значений 400 м, осуществить посадку нельзя, и, вероятнее всего, необходимо будет следовать на запасной аэродром Минск. В кабине президентского лайнера тем временем директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана и командующий вооруженными силами страны Анджей Бласик оказывали давление на экипаж КВС Аркадиуша Протасюка. Он не мог не помнить случай 12 августа 2008 года, когда польский Борт №1, вопреки требованиям президента посадить самолёт в Тбилиси, был посажен в азербайджанском аэропорту Гянджа, за что тот командир поплатился своей работой. Очевидно, давление на экипаж заставило пилотов рискнуть и попробовать зайти на посадку в Смоленске, вопреки многократным предупреждениям, сигнализации опасной близости земли, требованиям диспетчеров, и, наконец, всякому здравому смыслу. При снижении у экипажа не было возможности в нужный момент увидеть землю, но они продолжили снижение с большой вертикальной скоростью 8-9 м/с, пока крыло самолёта не столкнулось с деревом, и самолёт не рухнул на землю в 300 м до начала ВПП.

90A837 101 2008.jpg

Все находившиеся на борту люди погибли, но необходимо было установить причины этого печального события. Сразу же приступила к работе комиссия Межгосударственного авиационного комитета, которая 12 января 2011 года опубликовала Окончательный отчет о расследовании данного происшествия. Из Отчета следовало, что «причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа (решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях значительно ниже метеоминимума аэродрома, минимума системы захода на посадку и минимума экипажа, снижение ниже минимальной высоты снижения в 100 м, указанной правилами и руководителем полётов, игнорирование экипажем сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли) и психологическое давление на него.» Комиссия также указала на значительные нарушения в системе лётной подготовки 36-го Специального транспортного авиаполка вооруженных сил Польши. Кроме того, выяснилось, что при согласовании официального визита польской делегации МИД России категорически отговаривал польскую сторону от использования аэродрома Смоленск (Северный).

Использованы фото:
Roel Van Der Velpen
Maciek Wolanski

Summary
Article Name
Ровно 6 лет назад произошла катастрофа польского Борта №1
Description
10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродроме Смоленск (Северный) потерпел катастрофу самолёт Ту-154М ВВС Польши, перевозивший большое количество высокопоставленных политиков, включая президента Польши Леха Качиньского и его жену. Эта катастрофа всколыхнула российский и польский народы, заставила на время забыть о политических и национальных противоречиях; однако, её обстоятельства до сих пор поражают нелепостью стечения роковых случайностей.
Author