В июне 1983 года в Ульяновске Министерством гражданской авиации СССР был учрежден Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Сейчас это уникальный памятник отечественному гражданскому авиастроению, насчитывающий в своей экспозиции 38 воздушных судов, каждое из которых имеет свою славную историю. Музей является не единственной попыткой собрать воедино реликвии авиапрома, но если, к примеру, музей ВВС в подмосковном Монино больше ориентирован на военные воздушные суда, ульяновский музей уникален коллекцией экспонатов гражданской авиации.
Многие экспонаты музея являются единственными сохранившимися в своем роде, а 9 — являются памятниками науки и техники.
Экспозицию представляют и небольшие самолёты 1920-1940 гг., такие как По-2, АК-1, АНТ-4, и исполинские реактивные Ил-62, Ил-86, Ту-154.
Особо остановимся на некоторых уникальных экспонатах.
Ан-2. Стоит ли говорить, что экземпляр такого самолёта не мог не появиться в музее авиации. Выпускавшийся серийно с 1949 года, этот многоцелевой самолёт с поршневым двигателем (всего было выпущено более 15000 экземпляров) стал легендой отечественной авиации. Он использовался и в сельском хозяйстве (за что получил прозвище «кукурузник»), и для пассажирских перевозок, и в полярных районах, и для оказания скорой помощи. Неприхотливый, надежный и простой в управлении Ан-2 до сих пор используется в качестве учебного самолета и для выполнения поисково-спасательных работ, а также в парашютном спорте. Недавно экземпляр, установленный в музее, был капитально отремонтирован.
Ил-14. Этот самолёт был «лебединой песней» поршневой авиации, и эксплуатировался с середины 1950-х до начала 1990-х. Особенно он был незаменим в арктических районах, т.к. его «бензиновые» двигатели могли работать в гораздо более суровых условиях, чем «керосиновые».
Ил-18. Исключительно экономичный турбовинтовой Ил-18 был настоящим успехом КБ С.В. Ильюшина: скорость, вместительность, низкий расход топлива – всё это не могло не сделать этот 100-местный лайнер популярным и любимым среди авиаторов и пассажиров, более 30 лет летавших на нем. Самолёт был покрашен и отреставрирован в 2013 году к 30-летию музея.
Ил-62 и Ил-62М. Первый реактивный межконтинентальный лайнер имел стратегическое значение для всего Советского Союза и стран-членов СЭВ, эксплуатировавших его (ГДР, Чехословакия, Польша, Куба, и др.). Способный летать на расстояния в 11000 км, беря на борт в среднем 186 пассажиров, этот самолёт значительно упростил полеты на Дальний Восток, а также между континентами. В Ульяновском музее установлены 2 экземпляра из 290 построенных.
Ил-86. Первый советский широкофюзеляжный пассажирский Ил-86, рассчитанный на перевозку 350 пассажиров на средние расстояния, перевернул представления авиапутешественников об уровне комфорта и скорости полёта. Экземпляр, представленный в музее, выполнял и пассажирские перевозки, и использовался как учебное воздушное судно.
АНТ-4. Первый в мире серийный цельнометаллический самолёт, бомбардировщик АНТ-4 конструкции Андрея Николаевича Туполева, сохранился до наших дней только чудом: в 1980-х его нашли на острове Диксон, где он пролежал более 40 лет после неудачной посадки. Курсанты Выборгского авиационно-технического училища вывезли и отреставрировали легендарный самолёт, после чего его доставили к месту вечной стоянки в Ульяновск.
Ту-104. Первый советский реактивный пассажирский самолёт – гордость страны Советов. Быстрый и довольно вместительный, этот самолёт олицетворял качественный скачок от «винтового» к «реактивному» веку пассажирской авиации. Этот самолет первым в мире приступил к успешным регулярным перевозкам, обогнав западных аналогов (Британский самолёт DeHavilland «Comet», хоть и поднялся в воздух на 6 лет раньше Ту-104, не смог успешно возить пассажиров из-за конструктивных недостатков). Экземпляр, установленный в Ульяновске, прибыл к месту стоянки в ноябре 1986 г., своим ходом, после многолетнего простоя на аэродроме в Североморске.
Ту-114 и Ту-116. Первый отечественный межконтинентальный лайнер Ту-114, возивший пассажиров два десятилетия, и отличавшийся рекордной скоростью для турбовинтового самолёта, был «потомком» стратегического бомбардировщика Ту-95. Из построенных 32 экземпляров, сейчас в мире осталось только три, один из которых и представлен в музее. Ту-116 является переходным вариантом между Ту-95 и Ту-114: уже не бомбардировщик, но еще и не получившим широкий фюзеляж. Таких самолётов было изготовлено всего два, и использовались они для перевозки особо важных персон (таких как Юрий Гагарин), а до наших дней сохранился только один экземпляр.
Ту-144. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт, без сомнения, является предметом особой гордости ульяновского музея. Уникальный во всех аспектах лайнер, «Стрела стратосферы», как его называли в своё время, – воплощение технического прогресса СССР. Всего было построено 16 лайнеров этого типа, один из которых и установлен в музее. Этот экземпляр выставлялся на авиасалоне в Ле Бурже в 1977 г., а также использовался на регулярных пассажирских перевозках в 1977-1978 гг. на линии Москва—Алма-Ата. Самолёт отремонтирован и покрашен в 2008 г.
Ту-154Б. Один из самых массовых самолётов эпохи 1970-1990-х, Ту-154, представлен двумя модификациями — «Б» и более поздней, «Б-2». Оба самолёта и возили пассажиров, и использовались в качестве учебных воздушных судов в «Центре ГА СЭВ» и позднее в УВАУ ГА.
Як-40. Удачный и популярный реактивный самолет для коротких линий, Як-40 (наряду с турбовинтовым Ан-24), составлял основу парка межрегиональных перевозок. Простой в управлении и обслуживании, неприхотливый и энерговооружённый, этот 32-местный самолёт пользовался любовью и у пилотов, и у пассажиров. В музее представлены 3 экземпляра этого лайнера, олицетворявших сферы их применения: в окраске советского Аэрофлота, компании «Волга-Днепр» и УВАУ ГА (борт использовался в качестве учебного около 15 лет).
Среди экспонатов музея есть и Ан-14, Ан-24, Ан-26, Ил-28, МиГ-25, Ту-124, Ту-134А, Як-18Т, Як-42, М-15, L-410, L-29, М-101Т.
Также музей известен коллекцией вертолетов конструкции Михаила Леонтьевича Миля. Это и его первое «детище», Ми-1, отреставрированный под покровительством ГИБДД (вертолеты этого типа нередко использовались Госавтоинспекцией для патрулирования дорог), и Ми-2, настолько удачный и массовый, что находится в эксплуатации более 50 лет, и Ми-4, и военно-транспортный гигант Ми-6, и один из самых расппостраненных и успешных вертолетов во всем мире — Ми-8, эксплуатирующихся более чем в 50 странах мира.
Ульяновский музей развивается год от года: появляются новые экспонаты, гостями музея становятся политики и именитые авиаторы, гости города, школьники и учащиеся вузов. Возможность прикоснуться к легендарным лайнерам, сохранённым сотрудниками музея с любовью и энтузиазмом, не может не привлекать внимания тех, кто интересуется небом и его крылатыми машинами.
Музей ищет меценатов, готовых безвозмездно внести вклад в великое дело сохранения и реставрации уникальных экспонатов.